В эту ветку приглашаются люд всякой национальности, которому есть, чем поделиться и гордиться, от своего народа. Танцы, песни, кухня все, все, все, что может объеденить желающих. Все что не получилось у культурной европы, но может получиться в отдельно созданной теме как минимум, и в нашей повседневной жизни как максимум.
И пусть первый ролик о людях которые более двух веков провели на чужбине. Их культура смешана с турецкой. Но, они не перестали быть русскими, и остались православными.
Я выскажусь про казаков...многим не понравится, но моё мнение, когда человек говорит, что он казак - то это ДИАГНОЗ:2887
Всё это казачье псевдоправославное брызгание слюной явный показатель быдлокультуры.
И смешно, когда казаки себя позиционируют как супер русских.
vava
11.06.2012 15:26
Цитата:
Сообщение от RISK
(Сообщение 596227)
Я выскажусь про казаков...многим не понравится, но моё мнение, когда человек говорит, что он казак - то это ДИАГНОЗ:2887
Всё это казачье псевдоправославное брызгание слюной явный показатель быдлокультуры.
И смешно, когда казаки себя позиционируют как супер русских.
А что за диагноз? И что плохого если человек ассоциирует себя с казачеством?
При чем здесь быдлокультура и культурно-историческое наследие?
Кто здесь позиционирует себя как супер русского то же не понятно.
Может просто дашь ссылочку на кого ровняться?
дядя Вова
11.06.2012 16:49
Цитата:
Сообщение от RISK
(Сообщение 596227)
когда человек говорит, что он казак - то это ДИАГНОЗ
Примерно понимаю, о чем речь.
Я сам краснодарский, по выходным у нас раньше (не знаю, как сейчас) перекрывали главную улицу, и вполне себе часто устраивали парад данные "казаки". Было их вполне себе много, думаю, количество вполне измерялось тысячами, ходили в какой-то разномастной форме, многие - с Георгиевскими крестами (видимо, из фольги или жести вырезаными), "парад" сопровождался нехилым алкогольным перегаром, вечерочком имело место всегда продолжение с активными возлияниями и вполне себе драками-междусобойками. Когда данное "войско" решило подмять под себя охрану ресторанов - местные адыги в количестве раз в 10 поменее вышибли их из этого бизнеса, не сильно-то и потея.
Мой отец, стопроцентный еврей, иногда получал письма, подписаные "казаками Кубани", в количестве 2-3 "апшипке" в одном слове с требованиями "жыды в свой паганый Израиль!", при том, что мой отец, будучи сыном полка, прошел до Берлина, был ранен, 23 года прослужил в Армии ПРОСТЫМ СТАРШИНОЙ и жил вполне себе в коммуналке, и кто куда и кого должен посылать - ещё совсем неизвестно (вернее, совершенно понятно).
P.S. При этом мать моя как раз и является потомственной запорожской казачкой....
Отношение вполне понятное...
Думаю, имеются вполне себе другие казаки - только вот я не видел.
vava
11.06.2012 18:13
Цитата:
Сообщение от дядя Вова
(Сообщение 596326)
Примерно понимаю, о чем речь.
дядя Вова, и какое отношение имеет сей печальный рассказ к культурному наследию? мне сына в ориентации на человека-паука воспитывать?
dar
11.06.2012 18:23
Цитата:
Сообщение от дядя Вова
(Сообщение 596326)
При этом мать моя как раз и является потомственной запорожской казачкой
у нас запорожские, а в России кубанские и отличия есть...
просто люди не имеющие никакого отношения примазывают себя к тем, о ком ничерта незнают, и получаются тогда такие "казаки"
наши козаки живут на Хортице, там кстати, сейчас отстроили фортецю(крепость) и всю инфраструктуру в ней включая церковь действующую(все из дерева) и так далее....и село у подножья крепости...красота там неописуемая...Черная круча, Тарасовы стежки(тропинки или как-то так), загляденье...
возле Киева есть еще два поселения на приличных териториях..
дядя Вова
11.06.2012 18:32
Казаки, как я понимаю, были вольными защитниками границ страны от набегов различных бандитов и прочих супостатов. Каким боком сейчашние "ряженые" к этому имеют отношения - я не в курсе. Они, впрочем, видимо тоже.
Цитата:
Сообщение от vava
(Сообщение 596367)
и какое отношение имеет сей печальный рассказ к культурному наследию?
Никакого. Просто Risk высказал свое мнение - я поддержал.
А кому и как воспитывать своих детей - тут дело индивидуальное, как минимум, небритое полупьяное "войско" с самопальными наградами ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ врядли было бы примером для подражания. Совместно с "человеком-пауком".
Надеюсь, без обид.
Сожалею, что тема вдруг приняла не тот оборот.
У меня довольно много родственников в Ростове, в Калаче-на-Дону, на Кубани, есть среди них казаки... в-общем, мои пять копеек на основе того, что видел: казаки в чем-то похожи на десантников, особенно со своими гуляньями.
Когда осуществляются все эти залихватские русские гулянья с бухаловом, модробоем и показухой, люди, которые реально чтят эти традиции и что-то делают, сидят дома с фейспалмом и говорят: "Ебитесь вы квадратом, придурки ряженые!"
Значит ли это, что казаки или десантура может быть героями подрастающего поколения? Значит. Но только нужно тщательнее героев выбирать, а то там масса довольно разнородная, можно на такого героя нарваться, что и человек-паук будет примером для подражания.
vava
11.06.2012 21:00
Цитата:
Сообщение от дядя Вова
(Сообщение 596371)
А кому и как воспитывать своих детей - тут дело индивидуальное, как минимум, небритое полупьяное "войско" с самопальными наградами ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ врядли было бы примером для подражания. Совместно с "человеком-пауком".
Надеюсь, без обид.
Сожалею, что тема вдруг приняла не тот оборот.
Да какие обиды, дело то житейское.
Я подразумеваю не переодевание и не пример как сэмом залиться можно. Мы учим и поем песни, которые вряд ли знает хотя бы 5% населения РО, щас кто то будет смеяться, а кто то пропишет очередной диагноз :yes:, учим движения лезгинки по ютюбу у чеченца Аскера, с удовольствием бы учили и казачью лезгинку, но негде, учимся делать перевод в партер и бить двоечку - все это на положительном образе казака, хотя скрывать не буду я не казак по своему происхождению. Разве, что жена кубанская казачка со станицы. Но она как и Дар не знает откуда взялось кубанское казачество. Приходится просвещением заниматься...
Я к тому, что приходится себя с кем то идентифицировать, с кем то положительным. И здоровый образ, пусть и сценический, казака для моей местности подходит как нельзя более кстати.
Еще и местным армянам-соседям есть что противопоставить - их дети поют в садике армянские песни, а мой сын "как за Доном за рекой" И все счастливы.
vava
11.06.2012 21:13
Цитата:
Сообщение от brmc
(Сообщение 596412)
и человек-паук будет примером для подражания.
как было сказано :"кому и кобыла невеста".
brmc
11.06.2012 21:29
vava, да вот так посмотришь на уродов, которые в фонтаны срут и мочат всех подряд - и кобыла невестой станет. А настоящая десантура и гордость нации собираются потихоньку небольшими компаниями, выпивают, вспоминают боевые времена и сгорают от стыда, что всю десантуру отождествляют не с ними, а с ушлепками из фонтана.
RISK
11.06.2012 21:30
Цитата:
Сообщение от vava
(Сообщение 596504)
их дети поют в садике армянские песни, а мой сын "как за Доном за рекой" И все счастливы.
А раньше все пели: Красная армия всех сильней! И было счастье!
brmc
11.06.2012 21:31
Цитата:
Сообщение от RISK
(Сообщение 596524)
А раньше все пели: Красная армия всех сильней! И было счастье!
Ну че теперь уже это "раньше" вспоминать, когда каждая деревня отсоединилась и обнаружила, что именно в ней зародилась цивилизация, изобрели письменность, и вообще они - потомки атлантов и ариев. Имеем то, что имеем уже.
vava
11.06.2012 21:32
Цитата:
Сообщение от RISK
(Сообщение 596524)
А раньше все пели: Красная армия всех сильней! И было счастье!
:D
PNS
11.06.2012 22:00
Про так называемых ,,ряженых казаков'' согласна что все это не лучшие представители Казачества, но есть и другие Казаки. Они не ходят , громыхая сапожищами и потрясая крестами ,причем в звании все -не меньше есаула.Они просто живут ,трудятся , растят деток ,чтят Казачьи традиции. Есть и определенные Казачьи силы,которые готовы помогать другим и как то защищать своих.Есть и Казачьи предприятия и спортзалы и библиотеки. Но государству они не нужны -так, например, был расформирован отряд Гром в Новороссийске. Причем ошельмован и смешан с грязью именно ,,реестровыми''.Как то еще держится наша КОБРА(Казачий Отряд Быстрого Реагирования Анапа) Поверьте -настоящие Казаки есть , мало но есть ...Да и откуда им взяться когда лучшие представители Казачества были уничтожены красными...А те кто остался и сейчас изображает из себя ,,казака-защитника'' на всяких мероприятиях-это ,в основном, как у нас говорят-,, Дед был Казак,отец-сын Казачий,а сам-х...й собачий'' Прискорбно то что люди видят именно эту ряженую пьяноту , и считают что это и есть Казаки... И я тоже кстати считаю,что Русские и Казаки это разные народности. Я не том что кто то лучше или хуже -просто они разные народы.Братские ,как Украинцы и Белорусы -но разные. ИМХО.
RISK
11.06.2012 22:03
Цитата:
Сообщение от PNS
(Сообщение 596552)
что Русские и Казаки это разные народности
Почти согласен...за исключением того, что РУССКИЕ - это народ, а казаки - народность
RISK
11.06.2012 22:11
Я бы даже сказал :
боевой прыщик на теле русской нации:julli-rofl
PNS
11.06.2012 22:16
,,.....боевой прыщик на теле русской нации:julli-rofl''
Бог Вам судья.......
05RUS
11.06.2012 22:29
а мне по началу интересно было на них смотреть! но потом приелось, постояно эти праздники! Наш преподователь по истории вообще казаков терпеть не может, я как-то сразу и не понял его выподок в их сторону, вроде русский и местный краснодарец. А он имел виду про то, что Дядя Вова и Risk говорят!
Да какие обиды, дело то житейское.
Я подразумеваю не переодевание и не пример как сэмом залиться можно. Мы учим и поем песни, которые вряд ли знает хотя бы 5% населения РО, щас кто то будет смеяться, а кто то пропишет очередной диагноз , учим движения лезгинки по ютюбу у чеченца Аскера, с удовольствием бы учили и казачью лезгинку, но негде, учимся делать перевод в партер и бить двоечку - все это на положительном образе казака, хотя скрывать не буду я не казак по своему происхождению. Разве, что жена кубанская казачка со станицы. Но она как и Дар не знает откуда взялось кубанское казачество. Приходится просвещением заниматься...
Я к тому, что приходится себя с кем то идентифицировать, с кем то положительным. И здоровый образ, пусть и сценический, казака для моей местности подходит как нельзя более кстати.
Еще и местным армянам-соседям есть что противопоставить - их дети поют в садике армянские песни, а мой сын "как за Доном за рекой" И все счастливы.
Я не встречался с людьми именующими себя казаками, но мой знакомый был посвящён (или как это называется) в казаки. При этом ему задали вопрос пьёт ли он. Ответ "нет" был бы не правильным :pardon: Вот этого я точно не понимаю :pardon:
Но уважаемый vava я к сожалению не знаком с тобой лично и могу судить о тебе только по твоим постам и хочу сказать, что если ты решил идентифицировать себя с казаками то это большой плюс для... КАЗАКОВ, ибо на сколько я могу судить ты положительный человек. Это честь для казаков, что ты с ними :D
Всё ИМХО :)
kazak88
12.06.2012 00:55
Горячая для меня тема, поэтому несколько раз писал - стирал пост перед тем как написать окончательно...
Скажу так, я знаю 8 поколений моей семьи по отцовской линии. Все мои предки жили на Дону и именовали себя казаками. Сколько себя помню, мои деды меня всегда называли казачок. Мой прадед в гражданскую потерял 5-х!!!!!! братьев. Сам пытался бежать в Турцию, но был задержан, ободран до нитки и возвращен к "разбитому корыту" с 3-мя детьми и беременной женой. (Это к тому, что настоящих казаков правда осталось мало) Но при этом, несмотря на "плохое" казачье происхождение в ВОВ был 4 раза ранен и дослужился до капитана в советской армии. Мои дед и отец считали себя казаками и я вырос с этим осознанием и гордостью за своих предков! Кем мне себя считать?????
Теперь о "ряженых". Когда мне было лет 20 услышал про казачье общество. С энтузиазмом направился туда с кучей идей и предложений, но наткнулся на стену пофигизма и безразличия. Руководство занималось какими-то своими политическими играми, простой народ максимум ходил в народной дружине и наряжался по праздникам, и никому нахрен ничего не нужно было. При этом большая часть людей казаками-то и не являлась. Вобщем плюнул я на это дело, единственное с парой нормальных ребят там познакомился, до сих пор общаемся. Обидно, что нас ассоциируют именно с этими людьми...
При этом есть у меня друзья - настоящие казаки, они не наряжаются, кресты не напяливают, но живут правильно и детей своих правильно воспитывают. И я своих детей, как казаков воспитывать буду, чтобы помнили и гордились своими предками!
П.С. Дядя Вова, то что ты написал про отца - вобще дикость. Бог накажет этих людей! У нас, нацизм вобще не в ходу, я могу даже больше сказать. Моя бабушка к примеру осетинка, вобщем не с теми людьми ты пересекался.
Vava, :appl7 спасибо тебе, есть нам чем гордиться и на чем воспитывать своих детей! Удачи тебе и твоим близким!
П.П.С. По поводу отличия от русских: слишком долго казаки жили обособленно, поэтому появились свои обычаи, традиции, культура... Да и намешаны мы сильно с другими народами, поэтому русскими нас считать сложно, скорее ответвление, этакая народность.
michaell
12.06.2012 01:10
Цитата:
Сообщение от kazak88
(Сообщение 596680)
При этом большая часть людей казаками-то и не являлась
А это плохо? Рекрутируют всегда извне.
kazak88
12.06.2012 01:44
Цитата:
Сообщение от michaell
(Сообщение 596689)
А это плохо? Рекрутируют всегда извне.
Тут дело, в реальном осознании, ассоциировании себя с казачеством. Эти люди считали, что если ты оделся как казак, посидел на собрании, то все, ты понял чтот это такое, но нихрена подобного. Тут реально многое от среды, воспитания зависит.
Очень мало реальных осталось, в советские времена упорно пытались стереть казаков из сознания людей.
Сейчас больше подходит вариант Vava, если с детства это прививать, то возможно воспитать реальных наследников, тех настоящих казаков. За что ему огромное спасибо!
П.С. Вобще раньше, когда новые люди бежали на Дон, их в первом поколении казаками не считали (очень редко от этого правила отступали), только их детей уже принимали, как истинных казаков. Считалось, что нужно пожить, пропитаться этим духом. Но сейчас с этим сложно конечно.
michaell
12.06.2012 01:48
Цитата:
Сообщение от kazak88
(Сообщение 596709)
Тут дело, в реальном осознании, ассоциировании себя с казачеством. Эти люди считали, что если ты оделся как казак, посидел на собрании, то все, ты понял чтот это такое, но нихрена подобного.
Так всегда. Это как в спорт рекрутировать. Придут сотни, останутся единицы. Это нормально. Пока не попробуешь, не поймешь надо оно тебе или нет.
kazak88
12.06.2012 01:59
Цитата:
Сообщение от michaell
(Сообщение 596713)
Так всегда. Это как в спорт рекрутировать. Придут сотни, останутся единицы. Это нормально. Пока не попробуешь, не поймешь надо оно тебе или нет.
Миш, в том то и дело, что в правлении никому нахрен ничего не нужно было. Да и не делали они ничего. Я тогда спортом активно занимался, говорю атаману: "Давай я кружок дзюдо вести буду, с арендой зала только помогите" Мне на это ответ последовал: "Денег нет, может как-нибудь позже..." То же и с другими идеями. Плюнул я тогда на все, хорошо хоть с несколькими ребятами там хорошими познакомился...
michaell
12.06.2012 16:00
Цитата:
Сообщение от kazak88
(Сообщение 596719)
Плюнул я тогда на все, хорошо хоть с несколькими ребятами там хорошими познакомился
Уже плюс.
vava
12.06.2012 23:07
Цитата:
Сообщение от RISK
(Сообщение 596557)
Я бы даже сказал :
боевой прыщик на теле русской нации:julli-rofl
так, не много о нарывах))): Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали крепость до 1642 года. Так началась одна из страниц славной Русской истории - т. н. Азовское сидение.
Предыстория осады
С древности территоря Азова считалась весьма выгодным для торговли и связи с другими землями местом. Она входила в державу киммерийцев, более двух тысяч лет назад здесь основывали свои поселения скифы, затем на территории современного города Азов греко-меотским населением было основано два поселения: Паниардис (ныне это Крепостное городище в центре города) и Патарва (ныне это Подазовское городище на западной окраине города Азова). Затем эта территория входила в состав Понтийского царства, земель сарматов, гуннов, Хазарии, а после падения Хазарии вошли в состав русского Тьмутараканского княжества. В 1067 году город был окончательно подчинён половцами и получил нынешнее свое название — Азов. В XIII веке генуэзские купцы возвели здесь каменную крепость, город стал центром работорговли Приазовья. Здесь продавали пленников крымские татары и ногайцы, опустошавшие южнорусские земли.
После того как Крымское ханство стало вассалом Османской империи, Азов был превращён в мощную крепость на левом берегу Дона всего в 8 км от моря: одна часть укреплений располагалась у реки, другая — на холме. Каменная стена крепости со стороны Дона возвышалась на 20 метров. Стены окружали рвы шириной 8 м и глубиной до 3,5 м, кроме того, крепость имела мощное артиллерийское вооружение - 200 пушек на 1200 м периметра, всё это делало крепость неприступной. А гарнизон состоял из 4 тыс. янычар (янычары – элитное подразделение Османской империи, которое создавали в основном из детей христиан, отобранных у родителей с помощью т. н. «налога кровью») и 1,5 тыс. иных воинов. Турецкий гарнизон обладал большой автономностью – запасом продовольствия и пороха на год.
Крепость стала форпостом Османской империи и постоянным источником военной угрозы для Руси. Кроме того, крепость фактически закрывала донскому казачеству выход в Азовское море, а затем Чёрное море для набегов на берега Крымского ханства и Турции. Казаки этими походами решали две основные цели: во-первых, освобождали пленных, наносили чувствительные удары врагам; во-вторых, захватывали богатые трофеи. А турки теперь зорко стерегли [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...] путь по Дону. С целью контроля над рекой, поперёк реки протянули тройную железную цепь с сигнальными колоколами, эту цепь закрепили на береговых каменных башнях с орудиями, таким образом турки полностью контролировали выход в море и могли утопить нарушителей перекрестным картечным огнем. Кроме того, преграду страховали тем, что у крепости всегда дежурили галеры, вооруженные пушками. Правда, и казаки были не лыком шиты и, бывало, ухитрялись прорваться через преграду в густой туман или под покровом ненастной ночи. Турецкую охрану изводили тем, что пускали по течению бревна, которые бились о цепи, турки открывали огонь, а когда бдительность охраны притуплялась, казачьи отряды одним броском проскальзывали под цепями.
Но крепость хоть и не остановила полностью вылазки казаков, всё же могла блокировать их крупные отряды. В итоге зимой 1636 года казачий круг принял решение: «Идти на Азов и промысел над ним учинить!». Гонцы прошлись по казачьим поселениям, сообщив весть: «Готовиться к войне!» Для похода на Азов было собрано 4,5 тыс. донцов и 1 тыс. запорожцев.
Для успеха операции замысел Азовского похода держали в тайне, но в это же время через Дон проезжал в Москву турецкий посол грек Фома Кантакузен. Приготовления казаков не прошли мимо его намётанного глаза, азовский паша был предупреждён об угрозе нападения, правда, и враг не ушёл от наказания – казаки его изловили и порубили на части. Когда казачье войско 21 апреля 1637 года выступило в поход, турки его уже ждали: на высоких стенах крепости у подготовленных пушек стояли команды пушкарей с зажженными фитилями. У турков не было ни малейшего сомнения, что конным отрядам казаков при 4-х фальконетах - малокалиберных пушках, которые стреляли фунтовыми ядрами, - никогда не взять мощной каменной крепости с первоклассными укреплениями, отличной и храброй пехотой, многочисленной артиллерией и изрядными запасами продовольствия, пороха, иного боеприпаса для обороны.
Это была стандартная для врагов Руси недооценка ратного мастерства и смекалки наших воинов. После двухмесячной осады казаки подвели под стену «мину», взорвали её; ворвавшись в крепость, казаки, потеряв 1100 человек в этом бою, безжалостно истребили турецкий гарнизон и жителей, наживавшихся на работорговле. При этом они освободили 2 тыс. русских невольников.
После штурма новые хозяева города начали новую мирную жизнь: вновь был освящён старый храм Иоанна Крестителя, заключён мир с ногайцами, налаживались торговые связи с городами Кафа, Керчь. Казаки объявили Азов вольным христианским городом.
Подготовка обороны
Понятно, что турки такого спустить не могли – Османская империя была тогда могучей империей в расцвете своей мощи. Правда, в тот период Османская империя из-за войны с Ираном (ирано-турецкая война 1623-1639 годов) не могла отправить войско, чтобы вернуть крепость. Поэтому послали своих вассалов – крымчаков, уже в январе 1638 года крымский хан явился под крепостные стены Азова с 14 тыс. всадников, но ничего не добившись, был вынужден ретироваться. Тогда он захотел решить вопрос миром - купить казаков, предложив им отступные 40 тыс. червонцев за оставление Азова. Казаки отказались.
Понимая, что решающий бой неизбежен, казаки начали к нему всестороннюю подготовку, дипломатическую и военную: были отправлены послы в Москву, они просили государя всея Руси Михаила Федоровича (годы правления 1613-1645) принять вольный Азов под свою руку. Царь поступил хитро, понимая, что сил в открытую воевать с могучей Османской империей нет – Русь была разорена долгой Смутой и ещё восстановилась не полностью, кроме того, сложная ситуация складывалась на рубежах с Речью Посполитой, сообщил, что крепость он штурмовать не приказывал, и попенял казакам за их самовольство, но при этом Михаил все же не лишил донского казачества их обычных милостей. А турецкому послу сообщил, что «казаки люди вольные», воюют они на свой [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...] и риск, и если турецкий султан желает, то может сам их и утихомирить.
Шли серьёзные военные приготовления, войсковой атаман Осип Петров, бывший сыном казака Калужского полка, ещё ребенком пережил русскую Смуту, видел самого атамана Болотникова, знал приемы его 3-месячной обороны Калуги и разгрома большой армии московского царя. Именно Осип Петров и разработал систему защиты Азова, поручив её техническое воплощение «прибылому казаку» и специалисту минного дела мадьяру Югану Асадову, который уже отличился при взятии казаками Азова. Казаки подняли валы и стены, установили на них 250 пушек, прокопали специальные подземные сооружения - минные ходы и «слухи», они были предназначены для обнаружения подкопов врага, были изготовлены туры и срубы для прикрытия будущих пробоин в стенах крепости, запасли продовольствие и боеприпасы. Постоянный гарнизон в первое время был небольшим – всего 1400 бойцов, но узнав о том, что турки идут, к крепости были стянуты дополнительные силы. Всего в гарнизоне, по разным оценкам, было от 5,5 тыс. до 8 тыс. казаков, в том числе и запорожцы, в гарнизоне было и 800 женщин. Это было примерно чётверть сил всего Войска Донского, остальные силы - примерно 15 тыс. бойцов - осели в низовых поселениях по Дону, чтобы не пускать турецкие силы вверх по реке, нападать на его тылы, по мере необходимость пополнять гарнизон
В январе 1640 года персидский шах Сефи (Персия была враждебным османам государством) прислал в Азов своего посла Мараткана Мамедова, предлагая союзную [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...] для войны с турками — 20 тыс. воинов. Но казаки отказались.
Как говорится в выдающемся русском литературном памятнике XVII века, созданном одним из участников Азовского сидения около 1641 года, в «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков»: «И собирался турецкий царь ровно четыре года, а на пятый прислал к нам под Азов четырех пашей своих с двумя полковниками да ближайшего слугу своего Ибреима-евнуха надсматривать за ними», чтобы следить, как его военачальники будут действовать под Азовом-крепостью. По данным этого исторического источника, турки собрали против казаков огромную рать, которой хватило бы, чтобы захватить целую страну: 300 тыс. воинов из регулярных частей, плюс 100 тыс. мужиков рабочей силы из покорённых земель Малой Азии, Молдавии, Валахии, Трансильвании. Ещё несколько десятков тысяч, для фортификационных работ, нагнали из окрестных земель. По данным современных источников, турецкая армия была несколько меньше – от 100 до 240 тыс., но всё равно её размеры впечатляют, настоящая армия вторжения. Всё против совсем небольшого гарнизона, численность которого уступала турецким силам, на каждого бойца казаков (включая женщин) приходилось 12-36 вражеских.
Летом 1641 года к крепости подошла огромная турецкая армия под командованием силистрийского сераскера (главнокомандующего турецкими войсками) Дели Хусейн-паши, армию поддерживал турецкий флот из 45 галер и 150 других судов под командованием Пиали-паши. В состав армии входили: 20 тыс. янычар и 20 тыс. сипахов (элитная часть турецкой армии – тяжёлая кавалерия, своего рода дворяне Османской империи), по 40 тыс. всадников привели крымский и ногайский ханы, кавказские феодалы выставили 10 тыс. бойцов, 60 тыс. были набраны в покоренных турками землях – среди арабов, персов, курдов, греков, сербов, мадьяров, босняков (принявшие ислам сербы), молдаван, румын и т. д. Были и наёмники из европейцев, так, инженерный корпус турецкой армии из 6 тыс. мастеров осадного дела целиком состоял из них. Как говорит «Повесть об Азовском сидении»: «Да с теми пашами были многие немецкие люди, ведающие взятие городов и всякие военные хитрости по подкопам, приступам и снаряжению ядер огнем» и далее перечисляет их, в турецком войске были испанцы, греки, итальянцы, шведы, французы.
Турки подготовили и осадную артиллерию: многие тысячи лошадей тащили почти 130 тяжелых осадных орудий с ядрами 1-2 пуда и около 675 пушек меньшего калибра, а также более 30 зажигательных мортир. Турки, чтобы казаки при вылазках (!) не увели орудия, орудия на позициях сковали цепями.
Понятно, что турецкое командование не собиралось завершить дело только взятием Азова – это была армия вторжения, планировали не только уничтожить казаков в Азове, но и «совсем перевесть их на Дону». Хусейн-паша считал, что город, столкнувшись с настолько превосходящими силами, падет через несколько дней. После этого армия пойдёт на Дон, а затем на Русь. Отлично понимали это и казаки. В это время Азов стал точкой, где решался вопрос – быть ли большому вторжению на Русь.
С самого начала турецкое командование и войско были приведены в смущение, они уже окружили город, когда несколько сотен запорожских казаков на своих чайках прорвались в крепость. Они пришли под своими стягами, в праздничной одежде, играла музыка, два атамана троекратно, по-русски, расцеловались. «Любо, любо!» гремело в крепости, турки только изумлялись. Эти люди пришли умереть со своими братьями, но исполнили данную клятву верности друг другу.
Как сообщает «Повесть...»: «Обступили нас турецкие силы великие. Где была степь чистая, там стали люди многие, что леса темные. От той силы и от скока конского земля у нас под Азовом прогнулась и из Дона-реки
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...] выплеснулась, как в паводок»… Турецкая армия окружила крепость от реки Дон до Азовского моря в 8 линий на протяжении 40 верст, началась осада. Первый день шла демонстрация силы: вражеская конница угрожающе маневрировала перед стенами, проносились знамена, гремели барабаны, трубили трубы и т.д. Враг стремился сломить Волю казаков. Чтобы они сдались без боя. Только 24 июня 1641 года турецкая армия впервые продемонстрировала свою огневую мощь: «До небес стоял огонь и дым, все укрепления наши в городе потряслись, и солнце в тот день померкло и в кровь окрасилось!». Вечером полковник янычар потребовал сдачи крепости: казакам обещали свободный пропуск, при сопротивлении смерть и «муки лютые». Казаки на это отвечали смело: обозвали султана скудоумным – прислал огромное войско против бедных казаков, у которых и взять-то нечего, обещали убить следующего посланника, чтобы не говорил глупостей. Кроме того, пообещали после обороны забрать Иерусалим и Константинополь, «ибо прежде было там царство христианское».
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]
Послы турков вернулись ни с чем, армия стала готовиться к штурму, занимая исходные позиции. С рассветом 25 июня 1641 года начался артобстрел, в крепость полетели сотни ядер, но казаки не отвечали, берегли порох. Затем 30 тыс. солдат пошли на штурм: немецкие наёмники, янычары и другие. «Крича яростно, стали они башни и стены топорами рубить и ломами ломать, на стены лезть. Ножами мы с ними резались в тот приступ…». Задние ряды вели ружейный огонь, другие лезли по штурмовым лестницам, казаки начали стрелять в ответ: «лишь огонь да гром стоял, будто гроза страшная». Шёл страшный бой: врагов сбивали камнями, ломали лестницы, рубили саблями, кололи пиками. Значительные потери турецкая армия понесла от заранее подготовленных «мин», за стенами, там вырыли подземные галереи, набили их бочками с порохом, картечью, камнями, железяками. По сигналу их взрывали, противник нес большие потери в живой силе. Бой шёл целый день, в итоге турки отступили, потеряв до 10 тыс. человек только убитыми, особенно большие потери понёс отряд немецких наёмников, он был фактически уничтожен, погиб паша Кафы, шесть полковников янычар. Казаки даже совершили вылазку и захватили большое знамя султана.
На следующий день турки предложили деньги, чтобы похоронить своих убитых, казаки отказались от денег - «Мертвечиной не торгуем!», но трупы забрать разрешили. Три дня турецкая армия хоронила своих убитых.
Получив жесточайший урок, поняв, что с ходу Азов взять не выйдет, турецкое командование принимает решение начать долговременную осаду. Артиллерия обстреливала город, а в это время солдаты и рабочая сила днем и ночью копали рвы, готовили позиции. Под руководством немецких и итальянских инженеров 150-тысячная армия «черных мужиков» строила огромную земляную гору. К крепости ее подвели всего за 3 дня, затем подняли над крепостной стеной и насыпали все выше и выше. С помощью неё турки смогли обстреливать весь город, этого нельзя было допустить. В один из дней из Азова с криками «Ура!» и «С нами Бог!» вышло почти все силы казаков и обрушились на окапывающиеся турецкие войска и невооруженных рабочих. Захваченные врасплох турецкие военные подразделения и рабочие бросились бежать: «Побили мы их в тот час многие тысячи и взяли на вылазке у той горы шестнадцать знамен янычарских…», сообщает «Повесть об Азовском сидении».
Но затем турки продолжили свои работы – на земляной вал втащили пушки и открыли огонь по крепости, но неожиданный страшный взрыв потряс округу; когда пыль и гарь осела, стало ясно – гора уничтожена. Казаки, пока турки строили гору, вырыли подкоп, заложили мину и уничтожили замысел врага. Были потеряны люди, орудия, взбешённые командиры турков приказали насыпать новую земляную башню. Сооружение было ещё более мощным. На нём установили новые батареи, гору охраняли значительные силы, чтобы казаки не смогли совершить новую вылазку. Огонь вели днём и ночью. Без остановок. Крушили укрепления, пушки, казаков. Кроме того, крепость бомбили с помощью мортир, ими командовали французы.
Казаков спасало то, что они ещё до начала войны хорошо подготовились – построив «покои потайные просторные в земле». Весь гарнизон, кроме наблюдателей, скрывался в блиндажах, щелях, подземных галереях у крутого берега Дона. Но казаки не сидели сложа руки, они вырыли несколько десятков подземных ходов в сторону врага и ночью совершали вылазки, вырезая турецкие подразделения. Турецкое командование решило ответить той же монетой – немецкие инженеры получили указание рыть подкопы в город, но казаки, видимо, ожидали этого шага и как опытные шахматисты действовали на опережение. Все подкопы противника были взорваны, казаки победили в этой схватке европейскую инженерную мысль. Турки понесли значительные потери в живой силе.
Атака морского каравана, бой с сипахами
Турки тратили огромное количество пороха для круглосуточного обстрела, поэтому ждали морского каравана с боеприпасом. «Пластуны» (разведка казаков) засекли вражеский караван, и, когда стемнело, три сотни донских казаков, через заранее подготовленный подземный ход, прошли к берегу и подняли притопленные струги. Они незаметно подобрались к турецкой эскадре и атаковали её, одни дрались с экипажами, другие жгли суда противника. После первого же взрыва среди турков началась паника, суда снимались с якорей, стараясь уйти от опасного места, сталкивались, пожар распространялся. В итоге почти весь караван был уничтожен.
Отряд донцев, возвращаясь назад, на берегу столкнулся с многотысячной армией противника. Они приняли неравный бой – откатываясь к реке, прорваться они не могли, дорогу закрыла турецкая армия. Гарнизон Азова также помочь не мог, даже все войско, выйдя, просто полёгло бы в бою. Но случилось настоящее чудо – «смелость и города берёт»; запорожцы потребовали пропустить их помочь гибнущим братьям. Старшины были вынуждены уступить: ворота открылись и отряд запорожских казаков рванулся в бой. Турецкие командиры не верили своим глазам: неверные сошли с сума, победа близка. Турецкие сипахи лавиной двинулись навстречу, но казаки провели уникальный манёвр – на ходу сбились в клин, пробили турецкий фронт и пробились к остаткам отряда своих братьев. Сипахи были элитой турецких войск, храбрыми и умелыми воинами, но и они не ожидали такого развития событий. Они смешались, и, пока перестраивали ряды, а паша слал подмогу, казаки смогли уйти под защиту стен Азова.
Это был один из подвигов русских воинов, о которых можно было снимать фильмы, писать книги, но зачем будить ненужные этому миру воспоминания…
Осада затягивалась, наступил дождливый и холодный сентябрь, турецкие ряды косили болезни. Началась проявляться нехватка боеприпасов и провианта, фуражные отряды, которые посылали в верховья Дона, уничтожались казаками, оставшимися вне крепости. «Великая армия» была деморализована безуспешными попытками овладеть Азовом и огромными потерями, начались раздоры – упрекали крымского хана, что тот не водит своё войско на приступы. Армия таяла не только от боевых потерь и болезней, появились дезертиры.
Паша послал султану письмо, где предложил отложить военные действия до весны. Из столицы империи - Стамбула - пришел краткий, но грозный приказ: «Возьми Азов или отдай свою голову!». Вновь и вновь посылал Дели Хусейн-паша своих людей на приступ крепости – всего казаки отбили 24 больших приступа, множа и без того огромные потери, - но переломить ситуацию так и не смог. Вновь попытался решить дело миром: за город предложили выкуп и отдельную выплату каждому казаку, плюс свободный проход. Казаки отказались от откупа, отказались покинуть крепость, заявив буквально следующее, продолжая традиции русов Святослава: «Не нужно нам ваше собачье золото… Нам, молодцам, нужна слава по всему свету», говоря, что не страшны им турецкие паши и войска. «Сразу говорили мы вам, что будет вам о нас память на веки вечные. За морем скажите своему султану глупому, каково приступать к казаку русскому… На костях ваших сложим Азов лучше прежнего!» Пообещали после позорного разгрома турецкого войска брать с Османской империи дань в 6 раз больше, чем раньше.
Они тут же подтвердили свои слова: «Почитаем мы уж себя за мертвой труп», простились с друг другом и сделали неожиданную для врага вылазку, в жестоком бою уничтожив несколько тысяч врагов.
Турецкий главнокомандующий был вынужден сменить свою тактику, решив взять казаков измором. Штурм следовал за штурмом, казаки потеряли всю артиллерию, им не с кем было меняться – паша бросал в бой отряд за отрядом, которые сменяли друг друга. В живых осталось не более 3 тыс. казаков, которые были измучены беспрестанными боями, огнём врага, но не утратили свой боевой дух. Они даже умудрялись делать ночные вылазки, 4 раза уничтожив основные сооружения противника, захватывая порох, оружие.
Гарнизон был готов погибнуть в бою (как тут не вспомнить слова великого князя русов Святослава «Да не посрамим земли Русская, поляжем костьми тут - мертвые бо срама не имут»), когда атаман Осип Петров предложил ударить по лагерю турецкой армии и биться до последнего: «умереть не в ямах, а славно, в бою». Ночью 26 сентября (6 октября, после 93 дней осады) казаки помолились, простились перед смертью, обнялись и молча пошли на последний, смертельный бой. Но бой не состоялся… турецкая армия фактически бежала, бросив лагерь. Казаки бросились в погоню и захватили более 2 тыс. пленных, перебив ещё больше.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...]
По данным казаков, они уничтожили под стенами Азова примерно 96 тыс. врагов, о том же сообщил и московский посол в Стамбуле: «Из 150000 активного войска осталось 50000, остальных казаки побили». Кафинский паша Юсуф погиб, раненый хан Крымской орды Бегадир-Гирей умер в пути, главнокомандующий Хусейн Дели-паша и адмирал Пияла-паша были лишены своих чинов. Это было полное поражение «Великой армии», которая обладала мощью, с помощью которой можно было захватить какую-нибудь европейскую страну. Причём армаду остановила и обратила в бегство не равная по силе армия, а отряд донских и запорожских казаков, доказавший, что Бог не в силе, а в Правде. Они не посрамили честь Русского воинства, сравнявшись в величии с пращурами, русами Великого Святослава, бившими несметные полчища хазар и ромеев.
Донцы написали тогда в Москву, что в том сражении нет среди казаков того, кто не был бы ранен и пролил свою кровь во имя Божие. «Всем войском просим мы государя-царя всея Руси принять из рук наших Азов-город. Тем защитит он всю свою украйну (так тогда называли окраины государства, пограничные земли – автор), не будет угроз от татар, как сядут наши в Азове. А коли государь не примет Азова-города, то, заплакав, оставим его!».
В Москве радовалась победе «лихих воровских» казаков, которые всё же свои. Казакам дали щедрое жалованье, похвалили, но взять Азов отказались. С точки зрения стратегии, с одной стороны, взять город было выгодно – начать выходить в южные моря, развивать торговлю, укрепить южный рубеж, но, с другой стороны, опять бы в итоге пришлось воевать, а на западных границах назревали грозные события (одним из их итогов будет славная Переяславская Рада), турецкий султан угрожал уничтожить всех православных христиан в своих владениях. Решение царя подтвердил и созванный в январе 1642 года Земской Собор. Казакам повелели оставить Азов, что они и сделали: летом 1642 года они оставили Азов, разрушив остатки укреплений.
Но город всё же стал русским, спустя чуть более полстолетия, в 1696 году город Азов был взят русскими войсками Петра Первого навсегда, и очень символично, что первыми в крепость вошли донские казаки. Азовское сидение по праву считается одной из самых ярких страниц истории казачества и Русской истории, образцом беспримерной доблести русских воинов, которые победили врага не числом, а умением…