21.08.2010, 13:42
Как делают пластинки

По данным Ассоциации производителей фонограмм (IFPI) за семь месяцев текущего года производство
виниловых пластинок увеличилось на 125% по сравнению с годом предыдущим. Значительная часть
выпущенного винила приходится на Евросоюз и США, где не только работают старые производства, но
и открываются новые фабрики. Американские и японские компании также увеличивают выпуск винила, в то время как в России фабрик грампластинок больше не осталось. О том как изготавливают грампластинки
— в этом кратком обзоре
Производство виниловой пластинки начинается с изготовления мастер-диска. Для этого на фабрике
используют алюминиевые подложки.
Такую заготовку помещают в специальную машину, которая покрывает каждую подложку необходимым
слоем лака — на выходе получается лаковый диск.
Мастеринг осуществляется следующим образом — исходную запись
проигрывают в обратном направлении на микшерной консоли, подключенной к нарезающему станку.
Затем наступает время так называемого "резания лака". На виниловом станке вибрирующая игла
травлением гравирует лак.
Вытравленный лак затем покрывается металлом и используется для изготовления штамповочных пластин. В качестве покрытия обычно используется тонкий слой серебра или никеля.
Дорожки на металлической пластине прорезаются с помощью вот этого аппарата
После изготовления матрицы весь лишний метал срезается
Изготовленный "тяжелый" диск хранится у производителя десятилетиями, и зачастую все последующие
переиздания делаются именно с него, поскольку мастер-диски быстро изнашиваются (алюминий все-таки).
После остывания лака на матрице, его отделяют от металлической пластины
Готовые матрицы промывают специальным составом
В производстве выделяют отцовский и материнский диски. То есть — имеется мастер-диск, есть его копия — тяжелый отцовский диск, плюс копия отцовского — материнский диск (изготавливается напылением серебра на отцовский диск). Материнский диск может играть на проигрывателе. Если материнский
диск ломается при печати тиража, с отцовского делают еще одну копию. Как правило одна
такая матрица рассчитана на 1500-2000 пластинок.
В центре пластинки с помощью специального станка выбивается серийный номер пластинки и,
если необходимо, текст
После того как пластинка готова к печати, наступает черед винила.
Его привозят в виде небольших шариков, которые засыпаются в экструдер —
пресс нагревающий и выдавливающий винил.
На выходе получается "виниловая лапша"
Сам по себе экструдер выглядит как средних размеров станок
Затем виниловая лапша поступает в машину-печь, которая плавит этот "полуфабрикат".
При этом на многих фабриках работают машины, останавливать которые нельзя. Перерыв в производстве — и все внутренности печи забьются вот такими кусками винила
Параллельно с изготовлением винила печатают и наклейки на пластинки. Специальный
пресс вырубает их из стопки.
Наклейки кладутся с двух сторон, под пресс подается виниловая масса. Несколько секунд
максимального давления (более 100 тонн) и пластинка почти готова.
Теперь необходимо обрезать края с помощью триммера. Раньше использовались более простые
модели, требующие участия человека.
Теперь процесс в значительной степени автоматизирован.
Готовую виниловую пластинку оставляют остывать в специальных контейнерах.
В целом такое производство оказывается достаточно затратным. Самые маленькие фабрики
соглашаются печатать пластинки тиражом не менее 250 экземпляров. Главным образом это
объясняется высокой стоимостью металлических матриц и точностью работ по травлению
дорожек (все замеры осуществляются с помощью специальных микроскопов). Как заявляют
производители, сегодняшних производственных мощностей явно недостаточно, чтобы
добиться хотя бы 200% себестоимости пластинки по сравнению с золотой эпохой винила.
Вместе с тем растущий спрос на пластинки оставляет как производителям так и меломанам
определенный повод для осторожного оптимизма.