02.09.2014, 11:45
Сегодня годовщина отъезда белочехов из Советской России.
2 сентября 1920 г. последнее чехословацкое подразделение покинуло Владивосток. Поэт-фольклорист А. Котомкин вспоминал о поражавших своими размерами мародерстве отъезжающих: «Газеты помещали карикатуры... Возвращение чехов в Прагу. Легионер едет на толстой резиновой шине. На спине громадный груз из сахара, табака, кофе, кожи, меди, сукна, меха. Мануфактуры, мебели, автошины «треугольник», золота и т. д.». Эти впечатления сходятся с воспоминаниями белого генерала Константина Сахарова: «Чехословацкие отряды конфисковали в иркутском казначействе значительную партию бумажных денежных знаков... Большое количество этих знаков попало на харбинский денежный рынок, где появление их вызвало панику на местной бирже».
Вместо примирения начался захват чехословацким корпусом городов, сопровождаемый кровавыми расправами.
27 мая 1918 г. чехословаки захватили Челябинск, где были расстреляны все члены местного Совета. Тюрьма, рассчитанная на 1 тыс. мест, оказалась переполненной сторонниками советской власти.
28 мая был захвачен Миасс. Житель города Александр Кузнецов свидетельствовал: «Повешен попавший в плен Горелов Федор Яковлевич (17 лет), он казнен взводом чехов за грубость обращения с конвоем, грозил отомстить за убитых в бою товарищей».
...
8 июня взята Самара, где в тот же день было расстреляно 100 красноармейцев и 50 рабочих. В первые дни после взятия города здесь было убито не менее 300 человек. К 15 июня число заключенных в Самаре достигло 1 680 человек, к началу августа — более 2 тыс. 6 июля в Самаре расстреляли 20 железнодорожников. Было убито 54 из 75 членов союза грузчиков. При подавлении крестьянского восстания в трех волостях Бугурусланского уезда расстреляно более 500 человек.
С 13 по 18 июня большевики удерживали Троицк. После его взятия, по показаниям С. Моравского, произошло следующее: «Около пяти часов утра 18 июня 1918 года город Троицк был в руках чехословаков. Тот час же начались массовые убийства оставшихся коммунистов, красноармейцев и сочувствующих Советской власти. Толпа торговцев, интеллигентов и попов ходила с чехословаками по улицам и указывала на коммунистов и совработников, которых чехи тут же убивали. Около 7 часов утра в день занятия города я был в городе и от мельницы к гостинице Башкирова, не далее чем в одной версте, насчитал около 50 трупов замученных, изуродованных и ограбленных. Убийства продолжались два дня, и по данным штабс-капитана Москвичева, офицера гарнизона, число замученных насчитывало не менее тысячи человек».
В этом году
чешское министерство обороны разработало проект «Легионы 100», предполагающий установление на территории России 58 памятников белочехам. Памятники эти призваны «поднять патриотический дух в Чехии» и «укрепить дух военнослужащих Чешской республики». Казалось бы, какое отношение имеет Россия к поднятию «духа чехов»?! А между тем на всем протяжении Транссиба уже стоят монументы с категорическими надписями: «Здесь покоятся чехословацкие солдаты, храбрые борцы за свободу и самостоятельность своей земли, России и всего славянства. В братской земле отдали жизни за возрождение человечества. Обнажите головы перед могилой героев». Пока что таких памятников 8: во Владивостоке, в Красноярске и Бузулуке, Екатеринбурге, Кунгуре, Нижнем Тагиле и Челябинске и в татарстанском селе Верхний Услон. Но министерство обороны Чехии твердо намерено установить на территории России еще аж 50 подобных монументов.
Белочехи были не героями, а убийцами и мародерами. И монументы им сегодня воздвигают не для исторического примирения. Искренне желающие примирения не будут устанавливать в центрах чужих городов памятники своим предкам, расстреливавшим и пытавшим, как «борцам за возрождение человечества». Так не поступают с равными, так поступают с побежденными и униженными. И только от нас зависит, останемся ли мы равнодушными или вернем уважение к себе, своим предкам и своей истории.
http://gazeta.eot.su/article/revansh-belochehov