MIX
FORUM
.SU

Регистрация
Справка
Календарь

Текущий ответ на "секретный" вопрос - Среда115
Путеводитель по форумуМиксометр
weightclass
ф у н т ы
=
к г
Полутяжелый (до 93 кг)
Полутяжелый (до 93 кг)
height
ф у т ы
д ю й м ы
11
10
9
+ -
=
с м

Дзюдо

Виды Боевых Искусств Обсуждение различных видов единоборств, правил и соревнований по боевым искусствам


Ответ
 
Опции темы
Дзюдо
Старый
  (#1)  |  (на пост)
Сейчас вне форума
Аватар для Scorpion
Сообщений: 5,953
Миксов: 527
Рейтинг мнений: 3096
Сказал(а) спасибо: 2,041
Поблагодарили: 2,943
Регистрация: 18.07.2007
Адрес: Москва
Users Flag!
Дзюдо - 28.11.2007, 17:34

[center:ec449]Краткое описание техники Дзю До[/center:ec449]
Всю технику Дзюдо можно условно разделить на несколько разделов:
Стойки - сизэй.
Сизэй - основа любого технического действия. Любое действие в дзюдо начинается из определённого положения сизэй. При разучивании техник следует придерживаться сизэй хонтай - естественного положения:
- ноги на ширине плеч, вес тела на передних частях стоп, колени и плечи расслабленны.
Защитное положение - сиго хонтай - ноги расставлены широко, центр тяжести внизу, ноги в коленях согнуты, туловище наклонено вперёд.
Кумиката - захваты.
Захваты -то с чего начинается техника дзюдо. С правильного захвата начинается истинное дзюдо.
Синтай - передвижения.
Основное передвижение в дзюдо - цуги аси -построено на мягком перемещением стоп. Расстояние между стопами должно быть неизменным.
Тайсабаки - повороты и подвороты.
Более сложные движения - важнейшие элементы, на которых строятся техники защиты и атаки.
Укеми - падения.
От умения правильно падать зависит возможность продолжения боя после пропущенной атаки , а зачастую и вообще здоровье и даже жизнь.
Вадза - техники приёмов.
1.Тати вадза - приёмы в борьбе стоя.
- тэвадза - техника рук, например - сэойнагэ.
- госивадза - техника бёдер - оогоси.
- асивадза - техника ног - дэасибарай.
2.Сутэми вадза - броски с падением проводящего приём.
- масутэми вадза - броски с падением на спину - томоэ нагэ
- ёкосутэми вадза - броски с падением на бок.
3.Катамэ вадза - приёмы в борьбе лёжа
- осаэвадза - техника удержания - кесагатамэ.
- симэ вадза - техника удушения - хадака дзимэ.
- кансэтсу вадза - техника болевых приёмов - удэ гарами.
   
Ответить с цитированием
Re: Дзюдо
Старый
  (#2)  |  (на пост)
Сейчас вне форума
Аватар для Scorpion
Сообщений: 5,953
Миксов: 527
Рейтинг мнений: 3096
Сказал(а) спасибо: 2,041
Поблагодарили: 2,943
Регистрация: 18.07.2007
Адрес: Москва
Users Flag!
Re: Дзюдо - 28.11.2007, 17:35

[center:073b6]Костюм и гигиена дзюдоиста, оборудование спортивных залов[/center:073b6]
Костюм участника называется по традиции кимоно или дзюдоги. Состоит из куртки, брюк и пояса. Каким кимоно должно быть, подробней описывается в разделе о правилах дзюдо. Кимоно всегда должно быть чистым; старое, грязное и рваное считается недостойным.

К началу тренировки участник должен быть одет в кимоно по правилам: пояс плотно завязан на узел. Снимать кимоно в течение тренировки запрещено, снимать его можно только с разрешения тренера, если это необходимо при некоторых видах упражнений. Под кимоно не надеваются майки. Надевать майку под кимоно разрешается в случае, когда надо "сбросить" ненужные килограммы или поддержать определенную температуру тела. Упражнения и борьба проходят исключительно босиком, Использовать носки, тапочки считается в дзюдо неэтичным, негигиеничным, правила это тоже запрещают. Исключение делается, если участник повредил стопу. Женщины под кимоно должны надевать гимнастический купальник (верхняя и нижняя часть вместе).

Личная гигиена: на время тренировки и соревнования надо снять кольца, цепочки, часы, серьги и т. д. Ногти на ногах и на руках должны быть острижены. Мешают также длинные волосы. Женщины их завязывают лентами. Душ надо принимать перед и после тренировки или соревнования.

Физкультурный зал (дожо) и площадка (татами) должны соответствовать гигиеническим требованиям, постоянно проветриваться, убираться. Упражнения общего характера, подготовительные упражнения, тренировка на развитие силы мышц могут осуществляться практически везде. Специальная подготовка и соревнования невозможны без соответствующего татами. Оригинальное японское татами — это мат из рисовой соломы стандартного размера, несколько больше 1,5 кв. м, очень плотный. Современные виды татами делаются из искусственных материалов, они гибкие, плотные. Уже долгое время производятся татами из прочной резины, которые после соединения покрываются специальной тканью (изготовитель — предприятие Силесия, г. Опава). Производить татами можно и на местных предприятиях, надо чтобы оно было достаточно гибким.

Размер площадки определяется в зависимости от величины зала. Минимальный размер татами — 5Х5 м. На соревнованиях должно быть квадратное татами. Если начинающий кружок не имеет в распоряжении татами, можно начинать тренировки в импровизированных условиях (используются гимнастические маты). Отдельные подготовительные упражнения можно отрабатывать на полу.

[center:073b6]Запрещенные действия в Дзю-до[/center:073b6]
1. В положении стоя, после того как взяты захваты не проводить какие-либо атакующие действия.
2. В стойке захватывать рукой (руками) ступню (ступни), ногу (ноги) или штанину (штанины) соперника, если при этом одновременно не проводится бросок.
3. Обматывать полой куртки или концом пояса какую-либо часть тела противника.
4. Захватывать зубами дзюдогу.
5. Упираться рукой (ладонью), ногой (ступней), прямо в лицо соперника.
6. Упираться ступней или ногой в пояс, воротник или отворот куртки противника.
7. Проводить удушающие захваты с использованием концов своего пояса или полы куртки, или используя только пальцы.
18. Зажимать ногами туловище, шею или голову соперника (скрещивая ноги, выпрямляя колени).
9. Сбивать ногой или коленом кисть или руку соперника с целью освобождения от захвата.
10. Заламывать палец (пальцы) противника с целью освобождения от захвата.
11. В положении стоя или в момент борьбы лежа выходить за пределы рабочей зоны или умышленно выталкивать соперника.
12. Пытаться бросить соперника, обвивая его ногу, повернувшись почти в ту же сторону, что и соперник, и падать на него ("кавазу-гаке").
13. Проводить болевые приемы на все суставы кроме локтевого.
14. Поднимать противника, лежащего спиной на татами, и бросать его опять на татами.
15. Сбивать опорную ногу противника при проведении бросков типа "хараи-гоши" (подхват под две ноги).
16. Не подчиняться указаниям арбитра.
17. Делать в ходе схватки не нужные выкрики, замечания или жесты оскорбительные для противника или судей в течение схватки.
18. Выполнять технические действия, которые могут травмировать или представлять опасность для шеи или позвоночника соперника или противоречащие духу Дзюдо.
19. Падать прямо на татами при попытке или при проведении технического действия "ваки-гатаме".
20. "Нырять головой вперед в татами, при попытке проведения таких технических действий как "учи-мата» (подхват под разноименную ногу), "хараи-гоши" (подхват под две ноги), и т.п.
   
Ответить с цитированием
Re: Дзюдо
Старый
  (#3)  |  (на пост)
Сейчас вне форума
Аватар для Scorpion
Сообщений: 5,953
Миксов: 527
Рейтинг мнений: 3096
Сказал(а) спасибо: 2,041
Поблагодарили: 2,943
Регистрация: 18.07.2007
Адрес: Москва
Users Flag!
Re: Дзюдо - 29.11.2007, 20:47

[center:4aad6]Основы классического дзюдо. Часть 1[/center:4aad6]
(главы из книги Г. П. Пархомовича «Основы классического дзюдо. Учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов»)
Современный уровень развития спорта предъявляет повышенные требования к качеству подготовки спортсменов высокого класса. Дальнейшее совершенствование системы подготовки может происходить в трех направлениях:
1) улучшение организации учебно-тренировочного процесса исходя из ряда социальных факторов;
2) повышение физических и функциональных кондиций спортсменов;
3) оптимизация методики воспитания, обучения и совершенствования технического мастерства спортсменов.
Так, доктор педагогических наук Н. Г. Озолин в книге "Современная система спортивной тренировки" пишет: "Характеризуя систему спортивной подготовки в целом, можно сказать, что это многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс воспитания, обучения, развития, повышения функциональных возможностей спортсменов. Процесс, составными частями которого является также гигиенический режим, научный, врачебный и педагогический контроль, материальные условия, организация и др., непрерывно связанные между собой на основании определенных принципов, правил и положений" (М., ФиС, 1970).
В нашей стране ученые и тренеры-практики уделяют большое внимание развитию и совершенствованию системы подготовки в борьбе. В Советском Союзе в период с 1940 по 1983 г. защищены 2 докторские и 114 кандидатских диссертаций по проблематике спортивной борьбы. По этому показателю спортивная борьба занимает пятое место среди других видов спорта. Тематика этих работ самая разная.
В 38 диссертациях исследователи уделили внимание вопросам технико-тактической подготовки, в шести диссертациях рассмотрены взаимосвязи между технико-тактической и физической подготовкой, в четырех-пути оптимизации применения технико-тактических действий.
Вопросы построения тренировочного процесса изучались в девяти диссертациях, медико-биологические проблемы и вопросы психологии рассматривались в 20 диссертациях, а проблемы физической подготовки борцов и формирование отдельных физических качеств - в 20 диссертациях.
Общие проблемы методики обучения и многолетней подготовки борцов изучались в шести диссертациях (статистические данные взяты из книги "Спортивная борьба" под редакцией доктора педагогических наук Г. С. Туманяна.-Москва: ФиС, 1985).
Возможно, среди этих работ есть материалы, посвященные проблемам дзюдо. Статистических данных о работах по вопросам дзюдо нет.
Кроме этого, о борьбе написано большое количество книг и, в частности, о дзюдо.
В отличие от диссертации, в которой всесторонне исследуется относительно узкая проблема, в книгах авторы пытаются изложить подготовку спортсмена от новичка до мастера высокого класса (что на практике соответствует 10-12 годам работы со спортсменом), а это столько проблем и вопросов в подготовке, что недостаточно даже десятка книг. В большинстве книг о дзюдо предлагают варианты выполнения приемов (технических действий) и их комбинаций ведущими советскими и зарубежными дзюдоистами.
Но техника дзюдо, как и техника других видов спорта,-это рациональные движения, подчиненные законам физики, биомеханики и т. д., а на практике мы видим лишь строго индивидуальные варианты техники.
Несмотря на множество научных разработок и книг о дзюдо, у нас нет обоснованной теории дзюдо, нет учебника по дзюдо для учебных заведений, нет хорошей программы обучения школе дзюдо.
Практически работающим тренерам нужны конкретные ответы на вопросы: что такое дзюдо, из чего состоит многолетняя подготовка, что такое теоретические основы формирования технических действий?.На эти и другие вопросы тренеры пытаются ответить каждый по своему, не понимая друг друга.
[right:4aad6]www.sambo.spb.ru[/right:4aad6]
[center:4aad6]Основы классического дзюдо. Часть 2[/center:4aad6]
(главы из книги Г. П. Пархомовича «Основы классического дзюдо. Учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов»)
В практике тренеров бытует большое количество специальных терминов и понятий, трактующихся ими по-разному. Например, все знают о существовании раздела "выведение из равновесия", а что это такое и как ему учить, неясно. Или термины "школьная техника", "классическая техника", "техническая школа дзюдо", "система тяни-толкай", "резиновые руки", "выуживание", "учикоми", "рандори", "като" и т. д.
Перед тренером стоит ряд нерешенных вопросов, связанных с обучением. Например, как и почему должны работать руки в приеме, как зависит работа рук от ног, как выполняются повороты, с чего начинать обучать, как выглядит подготовка перед обучением технике, какие есть приемы вне школы и чем они характерны, как зависят приемы от захвата, как классифицируются технические действия дзюдо, как выполняется подготовка бросков, что лежит в основе комбинирования технических действий, как усилить бросок и многие другие вопросы. Наивно было бы думать, что в од ной книге можно дать ответы на все вопросы, но на некоторые из них, касающиеся техники дзюдо, мы попытаемся ответить.
Человека не нужно несколько раз в жизни учить читать, писать, считать и т. д. Так должно быть и при обучении технике дзюдо. В старших классах школы учитель расширяет знания ученика на базе знаний, полученных в начальных классах. А в борьбе, если через пять-шесть лет занятий ученик попадает к другому тренеру, его начинают учить заново: и руки не так, и ноги не так, и в общем все не так. Происходит это потому, что каждый тренер не имеет твердых понятий об основах техники дзюдо и судит о них, держа в памяти идеал техники ведущих дзюдоистов или лидеров. Этому он И пытается научить своих учеников. А так как со временем лидеры меняются, меняются и представления тренеров.
Как вы знаете, в балете и некоторых видах спорта сначала формируют знания, затем обучают действиям и их деталям, из которых складывается техника, а уж на базе всего этого составляются композиции (в нашем виде - приемы и комбинации), а затем идет совершенствование мастерства. Но в балете специалисты знают, из чего состоят различные действия и как они выполняются, в дзюдо же каждый понимает все по-своему.
Можно ли допустить, что два учителя, проверяя тетрадь ученика, начинают спорить, правильно ли он написал слово "сидеть", через букву "е" или "и"? Нет, конечно, на этот счет есть правило и, в крайнем случае , исключение из него. Хороший ученик точно знает, как писать. А в дзюдо сколько тренеров, столько и мнений. Как должна работать, к примеру, правая рука в том или ином приеме?
Объяснений не найдем,и потому у нас бытует мнение если бросает, значит правильно. Но из практики мы знаем, что если борец, делая неправильное движение или весь прием, уделяет ему много внимания, со временем он развивает способность выполнять это с большой силой и поэтому иногда бросок получается. Но эффективность этого технического действия остается очень низкой.
У нас чаще всего хороших результатов добиваются самобытные дзюдоисты, умеющие делать какие-то свои, особые приемы. А чтобы побеждать лучших представителей классической школы, необходимо знать и уметь все то, чем владеют они, плюс наша самобытность и наш характер. А пока боремся на характере и самобытности.
Чтобы правильно научить, необходимо в первую очередь знать, чему учить, как правильно, а как нет?
Представьте, артист балета пришел в группу танцев художественной самодеятельности. Они ведь тоже танцуют, но специалист сразу определит, что у них нет профессиональной подготов ки, нет школы движений, а они, руководствуясь душевными порывами, танцуют. Нечто подобное происходит в нашем дзюдо. В стране среди юношей на различных уровнях проводятся приемы контрольных нормативов по технике дзюдо. В идеале-очень хорошее дело. Это как те же экзамены в школе, технические зачеты в других видах спорта. Но мы, принимая зачет, не знаем, что мы должны принять, и поэтому все делаем формально.
А как мы учим приемам? Прием или техническое действие- это своеобразный танец. Мы же показываем и учим всему действию сразу, целиком. Такой методики нет ни в балете, ни в фигурном катании, ни в любом другом виде спорта. Следовательно, необходимо пересмотреть методику преподавания дзюдо. Для этого нужно разбить технические действия на фазы, части, детали и затем выполнять прием в целом.
[right:4aad6]www.sambo.spb.ru[/right:4aad6]
   
Ответить с цитированием
Re: Дзюдо
Старый
  (#4)  |  (на пост)
Сейчас вне форума
Аватар для Scorpion
Сообщений: 5,953
Миксов: 527
Рейтинг мнений: 3096
Сказал(а) спасибо: 2,041
Поблагодарили: 2,943
Регистрация: 18.07.2007
Адрес: Москва
Users Flag!
Re: Дзюдо - 04.12.2007, 22:54

[center:714c7]Основы классического дзюдо. Часть 3[/center:714c7]
(главы из книги Г. П. Пархомовича «Основы классического дзюдо. Учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов»)
При целостном обучении технические действия (приемы) усваиваются с серьезными ошибками, и процесс освоения техники растягивается на долгие годы. Плохое владение техникой мы затем вынуждены компенсировать преимущественно силовой подготовкой, но это не беспредельно, в техническом же мастерстве совершенствование не ограничено.
Например, чтобы научить ученика делать подхват под одну ногу, его необходимо научить различным движениям рук, ног, туловища, для чего выполняются подготовительные упражнения. Самое первое из них: научить стоять на одной ноге, прыгать на ней, а это не все дети в 10-12 лет умеют. Мы же хотим, чтобы он правильно освоил бросок подхватом.
Если занимающиеся и осваивают какую-то технику, то это приемы с поясом, с захватом корпуса и ног, приемы с подниманием соперника, где не нужно выводистаточно применить силу. Мы мыслим из основ вольной, классической и других видов борьбы, а дзюдо в своей основе предполагает захват за одежду и все способы выведения из равновесия, свя-занные с ним. Вся классическая техника дзюдо выполняется из классического захвата-отворот-рукав, а все остальное приспособлено к дзюдо в процессе решения проблемы "кто победит". С действиями, которые уводят дзюдо от его классического варианта в другой вид единоборства, постоянно, методом изменения правил, ведется борьба (запрещение захватов за пояс, штаны, на одной стороне кимоно и т. д.). Из этих захватов правильно вывести из равновесия практически невозможно и поэтому эти захваты считаются защитными.
В книге пока не стоит вопрос, чему учить: классическому дзю-до или действиям, которые можно ему противопоставить. Сейчас пока нужно разобраться и понимать, что есть что. После этого, имея четкие представления, возможен самый разнообразный осмысленный подход к решению проблемы техники дзюдо. Необходимо разобраться, что есть дзюдо и просто борьба.
Из борьбы мы кое-что знаем. У нас хорошая школа вольной и классической борьбы. Многие борцы перешли в дзюдо из этих видов и имели победы благодаря своей самобытности. Самая большая беда состоит в том, что вот на таких индивидуальностях мы создаем определенные направления в подготовке наших дзюдоистов, не объясняя истины.
Немаловажное значение на развитие и становление технического мастерства имеет судейство соревнований. В юношеских соревнованиях победителями зачастую становятся борцы, обладающие большой моторностью, боевым характером, но не владеющие начальными навыками дзюдо. Таких примеров сколько угодно. Судьи, поощряя агрессивную, напористую, порой очень грязную и мало напоминающую дзюдо борьбу, закрывая глаза на ползанья на коленях, неправильные захваты, стойки, тем самым помогают формировать у спортсменов и тренеров, просматривающих соревнования, совершенно ложные представления о дзюдо. Тренеры, подстраиваясь под требования судейства, из года в год ведут поиск и подготовку борцов, превосходящих друг друга в физических и морально-волевых качествах. Поэтому освоение техники в юношеском возрасте отходит на второй план.
Во многом формирование технического мастерства на начальном этапе зависит от тех требований, которые предъявляются тре-неру спортивными руководителями на местах. Тренер всегда находится в зависимости от результатов выступлений его воспитанников в соревнованиях. Он вынужден учить своего ученика побеждать, что можно добиться на начальном этапе и без технических действий. Правильное освоение техники - это надежда на результат в будущем, а всем нужны сиюминутные результаты.
Поэтому в соревнованиях мы видим не дзюдо, а бой и огромное желание выиграть. Откуда же, в таком случае, дзюдо будет являть собой стройную.. систему физического развития людей в любом возрасте, нести в себе легкость и гибкость? Можно только удивляться, как таким дзюдо могут заниматься женщины. Такое направление уводит нас от массового дзюдо, делает его уделом отдельных феноменов. Такое направление порождает различного рода негативные явления, одним из которых является искусственное омоложение (документально) спортсменов, что наносит огромный моральный урон воспитанию. В обучении технике дзюдо на начальном этапе трудно переоценить роль тренера. Кто же тренирует детей в возрасте 10-15 лет? Это тренеры, зачастую не имеющие специального образования, закончившие выступать спорте - мены, специалисты, ранее работавшие в других видах борьбы. За редким исключением с ребятами работают тренеры, имеющие 10- 15 лет тренерского стажа. И уж совсем редкое явление, когда заслуженный тренер работает с новичками. В Японии же с новичками работают лучшие тренеры, имеющие большой стаж работы и прекрасно знающие дзюдо.
В связи с тем, что учебные заведения нашей страны очень мало готовят специалистов по дзюдо, та небольшая часть тренеров, работающая с юношами, теоретически не готова преподавать начальную школу дзюдо. Вот и получается, что в сборных командах обществ и страны ждут спортсменов, способных решать необходимые задачи, связанные с выступлением в соревнованиях самого высокого ранга, а приходят туда технически слабо подготовленные спортсмены и вместо того, чтобы готовить их к конкретным стартам, совершенствуя технико-тактическое мастерство спортсменов, приходится учить тем азам, которые должны формироваться на начальном этапе в 10-15-летнем возрасте.
[right:714c7]www.sambo.spb.ru[/right:714c7]
[center:714c7]Основы классического дзюдо. Часть 4[/center:714c7]
(главы из книги Г. П. Пархомовича «Основы классического дзюдо. Учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов»)
Известно, что на мастерство борцов международного класса оказывают влияние многие факторы, но наиболее важное значение имеет технико-тактическая подготовленность, фундамент которой закладывается в юношеском возрасте. У взрослого спортсмена чаще всего, несмотря на все усилия тренеров, окончательно ликвидировать пробелы в технической подготовке не удается. Задача данного пособия - помочь начинающему тренеру и спортсмену начальному обучению в дзюдо.
В связи с тем, что дзюдо зародилось в Японии и именно японская школа дала наиболее ярких представителей этого вида борьбы в одежде, мы всегда задаем себе вопрос, а как у них? Наблюдая за техническим мастерством представителей Японии, можно предположить, что у них существует стройная система подготовки дзюдоистов высокого класса. В своей работе они используют огромное множество научно обоснованных рекомендаций, опирающихся на законы развития человека, законы движения и взаимодействия двух живых систем с учетом того, что все это определяет формы мышления, от которой во многом зависит тактика дзюдо.
Например, на начальном этапе японцы изучают КАТА пяти принципов дзюдо:
1. Принцип концентрации энергии и действия.
2. Принцип реакции и не сопротивляемости.
3. Принцип круга или вихря.
4. Принцип маятника или прилива и отлива.
5. Принцип пустоты или инерции.
Эта КАТА вырабатывает чувство момента, когда необходимо вывести противника из равновесия.
Все это и многое другое, касающееся обучения дзюдо, формировалось веками в виде народной мудрости и обогащалось достижениями наук на различных этапах.
Когда японцы пишут, что Дзюдо это больше чем борьба, это - философия, мы относимся к этому в лучшем случае скептически. А если вдуматься? Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. В дзюдо природа - это человек и законы его формирования, общество - это законы взаимодействия между двумя живыми системами, а учет законов мышления в борьбе выражен очень ярко (в виде тактики).
Многое, что используют японцы в обучении технике дзюдо, мы знаем, используем в своей работе, но вот четко объяснить и привести в системы не можем. Знать методы, принципы, приемы воспитания мало. Регулярно, последовательно, системно применять их с учетом различных факторов - это и есть педагогический процесс.
Если рассматривать дзюдо как систему воспитания гармонично развитого человека, то мы видим, что здесь есть что изучать.
Всем известно, что приемлемее то, что лучше изучено, организовано, усовершенствовано, что приносит пользу обществу и т. д. Вот этими вопросами и надо заниматься.
Изменить направление в обучении на первых трех-пяти годах занятий, разработать теорию дзюдо, создать обоснованную программу обучения, начать подготовку тренерских кадров-это единственный выход из имеющегося положения.
То, что перед нами стоит масса нерешенных проблем и вопросов, очевидно. Но решить их невозможно за один день потому, что это реформа, после проведения которой дзюдо будет рассматри-ваться не только с позиций олимпийских медалей, но и станет системой оздоровления населения, как аэробика, гимнастика и т. д. Все это позволило бы вскрыть внутренние резервы для повышения качества подготовки мастеров высокого класса.
Но необходимо помнить о том, что в основе любого вида спорта "лежат его теоретические разработки. Авторами книги "Спортивная борьба" подчеркнуто то, что успехи отечественной школы спортивной борьбы могут быть наиболее полно оценены при анализе содержания теоретического и практического курсов и уровня разработанности методик их преподавания.
В данной книге сделана небольшая попытка взглянуть на дзюдо более пристально, попробовать как-то разобрать действия, из которых состоят приемы (технические действия), определить характерные особенности этих действий, заглянуть в теоретические основы, попробовать создать наглядную примерную схему поэтапной подготовки дзюдоиста высокого класса, предложить последовательность и методику обучения техническим действиям на первые 3-5 лет, определить основные направления дальнейшего совершенствования технического мастерства, ответить на ряд вопросов, дать определения некоторым понятиям, бытующим в практической деятельности тренера.
Раскрыть все эти вопросы в полной мере, выдержать все научные требования, которые предъявляются к работам такого плана, очень трудно, да и невозможно в обычных условиях практической деятельности. Это лишь попытка, что-то сделать в этом направлении, попытка преодолеть застойность и консерватизм в сложившихся представлениях о дзюдо.
[right:714c7]www.sambo.spb.ru[/right:714c7]
   
Ответить с цитированием
Re: Дзюдо
Старый
  (#5)  |  (на пост)
Сейчас вне форума
Аватар для Scorpion
Сообщений: 5,953
Миксов: 527
Рейтинг мнений: 3096
Сказал(а) спасибо: 2,041
Поблагодарили: 2,943
Регистрация: 18.07.2007
Адрес: Москва
Users Flag!
Re: Дзюдо - 05.12.2007, 19:17

[center:73762]Правила спортивной борьбы Дзю-до в двух словах[/center:73762]
Для того, чтобы выигpать боpьбу, следует получить 1 очко («иппон»), две половины очка («вадзари»), или большое количество юко (неполных вадзаpи), или кока (неполных юко).
Получение иппона или двухкpатное получение вадзаpи позволяет закончить борьбу досрочно. Иппон пpисуждается за эффективный пpием, выполненный безупpечно.
В технике бросков - за выполнение бpоска на спину. В технике удеpжаний - за 30 секунд полного контролируемого удержания.
В технике удушений и болевых приемов - за то, что пpотивник выpазит подчинение вашей воле. Вадзаpи, юко и кока присуждаются за броски, совершенные не совсем удачно с точки зpения исполнения, а также за удержания соответственно 25, 20 и 10 секунд.
Время удержания отсчитывается от момента, когда судья гpомко подает команду «осаэкоми», и заканчивается с командой «токэта».

[center:73762]Сокращение терминов дзю-до[/center:73762]
ISN
IPPON-SEOE-NAGE
БРОСОК ЧЕРЕЗ СПИНУ ЗАХВАТОМ РУКИ НА ПЛЕЧО

* * * * * * *
KIG
KIBISI-GAESHI
БРОСОК ЗАХВАТОМ ЗА ПЯТКУ

* * * * * * *
KGU
KATA-GURUMA
БРОСОК ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО(МЕЛЬНИЦА)

* * * * * * *
KOU
KO-UCHI-GAESHI
ОТВЕТНЫЙ ПРИЁМ ОТ ОДНОИМЁННОГО ЗАЦЕПА

* * * * * * *
KTA
KUCHIKI-TAISHI
БРОСОК ЗАХВАТОМ ЗА ПОДКОЛЕННЫЙ СГИБ

* * * * * * *
MGA
MOROTE-GARI
БРОСОК ЗАХВАТОМ НОГ

* * * * * * *
OOS
OBI-OTOSHI
ПЕРЕВОРОТ ЗАХВАТОМ ПОЯСА СПЕРЕДИ

* * * * * * *
SON
SEOE-NAGE
БРОСОК ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО

* * * * * * *
SOO
SEOE-OTOSHI
БРОСОК ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО С КОЛЕН

* * * * * * *
SOT
SUMI-OTOSHI
ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ ТОЛЧКОМ

* * * * * * *
SUK
SUKUI-NAGE
ПЕРЕВОРОТ РУКАМИ

* * * * * * *
TOS
TAI-OTOSHI
ПЕРЕДНЯЯ ПОДНОЖКА

* * * * * * *
UMS
UCHI-MATA
ОТВЕТНЫЙ ПРИЁМ ОТ ПОДХВАТА

* * * * * * *
UOT
UKI-OTOSHI
ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ СКРУЧИВАНИЕМ
   
Ответить с цитированием
Re: Дзюдо
Старый
  (#6)  |  (на пост)
Сейчас вне форума
Аватар для Scorpion
Сообщений: 5,953
Миксов: 527
Рейтинг мнений: 3096
Сказал(а) спасибо: 2,041
Поблагодарили: 2,943
Регистрация: 18.07.2007
Адрес: Москва
Users Flag!
Re: Дзюдо - 07.12.2007, 23:13

[center:d5219]Удушающие захваты[/center:d5219]
Удушающие захваты являются самыми эффективными приемами дзюдо. Четкое определение удушающего захвата дал Дзигоро Кано в "Кодокан дзюдо": "Вы захватываете соперника за воротник или за отворот куртки с помощью пальцев, рук или ног и сдавливате ему шею и горло".
На практике существует три основных способа удушения (которые могут применяться в сочетании):
- Нажатие на сонную артерию, с одной или с двух сторон шеи, что затрудняет поступление крови в мозг соперника.
- Нажатие на трахею, что затрудняет или останавливает поступление воздуха в легкие соперника.
- Нажатие на грудную клетку и легкие, что затрудняет сопернику дыхание (обычно применяется при удержании на туше).
Будучи очень эффективным приемом, удушение также является и самыми беспощадным - применяя удушение, при желании, можно привести соперника в бессознательное состояние и даже умертвить его/ее.
   
Ответить с цитированием
Re: Дзюдо
Старый
  (#7)  |  (на пост)
Сейчас вне форума
Аватар для Scorpion
Сообщений: 5,953
Миксов: 527
Рейтинг мнений: 3096
Сказал(а) спасибо: 2,041
Поблагодарили: 2,943
Регистрация: 18.07.2007
Адрес: Москва
Users Flag!
Re: Дзюдо - 28.01.2008, 00:02

[center:5200e]Учение о передвижении[/center:5200e]
К основным способам перемещения по площадке в дзюдо относятся: вперед и назад; приставной шаг (цуги-аси) и переставной шаг (аюми-аси); повороты (тай-собаки). Термин "тай-собаки" обозначает движения всего тела. В узком смысле под данным способом перемещения понимается метод выполнения движений телом по определенным правилам, а также различные движения вокруг оси собственного тела.
Во время перемещения корпус тренирующегося должен быть идеально уравновешен, а его голова находится в естественном положении. Все движения выполняются начиная от бедер вниз, т.е. в каждой фазе движения центр тяжести не должен выходить за пределы, ограниченные точками опоры.
Учение о передвижении в теории дзюдо занимает важное место. Оно состоит из двух разделов: продвижение вперед и отход назад (син-тай); маневрирование (тай-собаки). Передвижение по площадке в дзюдо представляет собой легкое скольжение, практически без переноса веса тела с ноги на ногу. Ноги, бедра и корпус бойца в процессе передвижения действуют синхронно, с сохранением центра тяжести в одном положении.
В процессе обучения бойцы овладевают навыком подтягивания задней ноги (цуги-аси). При этом выполняется движение, характерное для человека, который, отступая или наступая, стремится сохранить правостороннюю или левостороннюю стойку, т.к. перемена стороны в основой стойке грозит потерей устойчивости.
При маневрировании (тай-собаки) дзюдоисты учитывают шесть основных положений. Первое из них касается постановки головы. При отходе и уклонении от соперника голова спортсмена должна представлять собой продолжение бедер.
Второе положение касается взгляда. Глаза бойца при перемещении по площадке должны быть слегка прищурены. Это даст возможность получить более четкое изображение противника. В дзю-До, в отличие от других видов борьбы, не разрешается смотреть в глаза противнику, т.к. взглядом человек, сам того не желая, может выдать свои намерения. В процессе постижения мастерства дзюдоисты развивают в себе "шестое чувство" (гоку-и), а именно способность к телепатическому контакту с противником. Способность к этому развивается в процессе продолжительных и регулярных тренировок и проявляется только у спортсменов, достигших высокого уровня.
Третье положение затрагивает дыхание. Правильное дыхание почти во всех видах восточных единоборств считается основой накопления и сохранения силы и энергии. В случае расстройства дыхания спортсмен должен восстановить его и только затем выходить на контакт с противником.
Четвертый момент относится к работе корпуса и бедер. Движения этих частей тела предоставляют возможность понять сущность маневрирования (тай-собаки). Эти движения включают повороты, развороты туловища, уклоны. Они используются с целью избежания прямой атаки и контроля за движениями противника.
Пятый аспект затрагивает руки. Их работа в дзюдо заключается в нападении, парировании и совершении отвлекающих движений. И завершает ряд основных положений маневрирования правило, касающееся работы ног. Она состоит из разнообразных подсечек, подножек, захватов, которые должны выполняться в едином ритме с движениями туловища и бедер.

[center:5200e]Техника и методы занятий. Часть 1[/center:5200e]
Любой непредвзятый и основательный анализ исходного технического арсенала Кодокан Дздо покажет, что все без исключения техники некоторым образом уже использовались более ранними системами классических будо или будзюцу. Поэтому все, что Кано собирательно обозначил какКодокан го кё-но вадза, иначе "пять принципов техники", а также все техники, стандартизированные в виде Кодокан катамэ-вадза, разновидности захватов, бралось из известных Кано источников. Современные дзюдоисты, прибегающие к довольно эффективным броскам типа сэои-нагэ, харай-госи и о-сото-гари, чтобы соперник оказался на земле, или же добивающиеся победы в схватке, обездвиживая соперника посредством приемов наподобие кэсагатамэ, дзюдзигатамэ и удэ-хисиги-дзюдзэгатамэ, обязаны этим, более ранним чем Кодокан Дзюдо, источникам; не менее верно это и для атэ-вадза, приемов нападения в Кодокан Дзюдо, когда используются различные части тела в качестве орудия против анатомически уязвимых мест противника. Зачаточные формы исходных техник в Кодокан Дзюдо можно наблюдать в тактике ведения боя "пустой рукой" школы Ягю Синкагэ-рю (сама тактика формировалась под влиянием Кагэн-рю и Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю), в тактических приемах школ Кито-рю (возникла на основе Тэйсин-рю), Дзикисин-рю (испытала влияние Кито-рю), Тэндзин Синъё-рю (возникла на основе Ёсин-рю, Син-но Синто-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю и Миура-рю), Сэкигути-рю (испытала огромное влияние со стороны тактики борьбы сумо), и тех рю, которые, подобно Сэйго-рю, пользуются куми-ути, тактикой ведения боя посредством захватов.
В своем усовершенствовании старых техник с научных позиций Кано руководствовался тем, что техники, связанные с использованием "пустой руки" и с которыми он был знаком, казались ему ненаучными. Но, исходя из того, что известно сейчас об этих техниках, критика Кано уже не внушает доверия; скорее, следовало бы критиковать технические способности современников Кано, которые пользовались данными техниками. Тем не менее, ввиду широкого спектра мнений относительно принципа дзю, во времена Кано существовало достаточно много техник, использующих этот принцип в неприемлемой для него форме, и он пытался использовать эффективность механики движений в тех техниках, которые приспособил для нужд Кодокан Дзюдо.
Заботясь о личной безопасности тех, кто пользовался приемами Кодокан Дзюдо, Кано усовершенствовал техники, которые ранее представляли собой методы ведения реального боя или же методы самообороны в уличных потасовках, когда не заботились о безопасности пострадавшего. В результате усовершенствований подобных техник для включения их в разработанную Кано систему дзюдо они приобрели спортивно-игровую направленность. Затем Кано выработал определеные правила выполнения самих техник и ясно обозначил и определил запрещенные для исполнения действия.
Возможно, наибольший вклад со стороны Кано в техники "с пустой рукой" состоял в том, что для их выполнения соперники должны были захватывать одежду друг друга; хотя данную особенность можно отыскать в более ранних формах будзюцу и будо, захват почти отсутствовал в настоящих классических искусствах ведения боя, в будзюцу, где подобная практика оказалась бы не только опасной, но едва ли возможной, поскольку сражающиеся обычно надевали те или иные доспехи. Захват решает две задачи, которые поставил перед собой Кано, приспосабливая более ранние техники к нуждам Кодокан Дзюдо. Он не только дает более эффективный рычаг для броска противника, но и обеспечивает более высокую степень безопасности для подвергшегося броску соперника; в последнем случае бросающий может управлять и траекторией и скоростью падения противника, делая возможным безопасное приземление, а не подвергая его опасности свободного падения.
Во многом Кано оказывается вероотступником по отношению к традициям классических будзюцу и будо. К примеру, разрабатывая методы занятий Кодокан Дзюдо, он отвергает само представление о югэн, поскольку данное понятие подразумевает "таинственные знания". В определенной мере это прямой отход от философии ёмэйгаку, составляющей основной хребет всех классических методов обучения. Кано не соглашается с тем, что обретение техники и духовной зрелости происходит как посредством опыта, так и через проникновения в скрытые глубины оукдэн, иначе тайных учений; ведь если пойти на такое, то и собственные знания Кано, в частности те, что он получил чисто теоретическим путем, по многим аспектам окажутся неполноценными в отношении его осведомленности в области классического будзюцу. Кано также в своем обучении меньше полагался на кан, иначе интуицию, заменяя ее рациональной мыслью и анализом, основываясь на "методе обучения в соответствии с современной наукой".
Кано сетовал на отсутствие систематических методов, которые позволили бы сделать обучение таким вещам, как укэми (страховка при падении), менее опасным занятием. В большинстве систем будзюцу бросающий опрокидывает на землю своего соперника, а последний должен сам позаботиться о том, чтобы упасть как можно лучше. Кано своими глазами видел плачевные результаты подобной практики. Поэтому он разработал особую методику, посредством которой можно было обучаться укэми, не подвергая себя ненужному риску получить травму. Как раз эта черта Кодокан Дзюдо, удовлетворяющая критерию здорового физического воспитания, обеспечивающая безопасное и систематическое обучение, и будет в дальнейшем олицетворять ортодоксальную систему обучения Кодокан. Так что стремление некоторых современных дзюдоистов обходиться в своих занятиях без систематической отработки навыков укэми не знаменует собой некое "новое направление", как заявляют иногда сторонники подобного подхода; это скорее возвращение к старой, непродуманной и несистематизированной практике дзюдзюцу.

[center:5200e]Техника и методы занятий. Часть 2[/center:5200e]
Тем основным стержнем, вокруг которого строится Кодокан Дзюдо как система физического воспитания, является требуемое Кано равновесие между элементами его "принципа трех культур", включающими рэнтай-хо, сюсин-хо и сёбу-хо. В отношении последнего элемента Кано говорил следующее: "Я не придавал исключительного значения состязательной стороне занятий... а стремился сочетать состязательность и тренировку ума и тела". Мастерство для Кано является, бесспорно, важной стороной обучения, но как цель обучения дзюдо оно уступает тому роду мастерства, которое служит средством для достижения более высоких общественных целей Кодокан Дзюдо. Кано также ясно выразил свое неприятие спартанских методов обучения, построенных по принципу "выживает сильнейший". "Правильно ведущееся обучение дзюдо", - говорит Кано, - "не должно вызывать перенапряжение сил".
Чтобы Кодокан Дзюдо удовлетворяло другим критериям здорового физического воспитания, Кано настаивла на том, чтобы на всех стадиях обучения стремились к гармоническому развитию человеческого тела. Такое развитие невозможно в рамках состязательной формы обучения, где основной упор делается на ран-дори, иначе "свободную схватку". Собственный опыт занятий Кано в системе ран школы Кито-рю привел его к идее ран-дори; в Кито-рю учащихся побуждали к ран-о тору, "импровизации". Но Кано увидел, что ран-дори ущербна сама по себе. И он пришел к выводу: "то, чего недостает ран-дори, должно быть дополнено посредством ката".
Ката, долгое время остававшиеся основой классических будзюцу и будо, оказались исключительно важными для Кано, который сделал их не только теоретической основой Кодокан Дзюдо, но и настаивал на том, что дзюдо не может быть хорошей системой физического воспитания без достаточного использования ката в программах обучения всех учащихся. Кано предоставил в распоряжение Кодокан Дзюдо средства, благодаря которым оно стало сбалансированной системой физического воспитания, преобразуя кёги-дзюдо-рандори, иначе состязательное дзюдо, в коги дзюдо, просветительную или воспитательную дисциплину, составляющую существо Кодокан Дзюдо. Сознательное обозначение кагэ-но ката и катамэ-но ката, соответственно формальных комплексов бросков и захватов, как ран-дори-но ката, иначе формальные комплексы ран-дори, говорит о стремлении Кано сделать эти два вида ката теоретической основой для занятий в форме ран-дори.
Кано провозгласил ран-дори, ката и сиай первичными элементами обучения дзюдо, но считал также целесообразным использование лекций и мондо, занятий в форме вопросов и ответов, направляя процесс технического роста своих учеников. Значимость этих двух последних методов обучения в стимулировании умственного развития и моральной закалки учащихся дзюдо довольно ощутима. Кано полагал, что характер всех его учеников является настоящим пробным камнем того, чего они стоят, и всегда требовал, чтобы они вели себя достойно в жизни. Своим замечательным собственным примером он воодушевлял всех тех, кто приходил в Кодокан.
То, что Кано считал человеческими добродетелями, можно разделить на два вида: 1) способствующие развитию других и влияющие на них, 2) воздействующие на собственную жизнь. Первый вид включает воспитание чувства достоинства, воздержание от излишеств, чувство справедливости, учтивости и внимательности, приверженность хорошим манерам и благородство; последний охватывает воспитание здравомыслия, владение собственными страстями, обретение физической выносливости, воспитание отваги, живости ума, настойчивости и решительности и умения ценить не собственную победу над соперником, а путь к победе.
   
Ответить с цитированием
Ответ

Метки
дзюдо

Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
vBulletin Skin developed by: vBStyles.com
PDA
Время генерации страницы 0.59226 секунды с 17 запросами